Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?

Зеленая экономика на пришкольном участке

Дата: 9 сентября 2016 в 11:53, Обновлено 28 июня в 23:03

Проект
«Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике»,
финансируемый Европейским союзом и реализуемый Программой развития ООН

 Инициатива ОО «Белорусский зеленый крест»
«Создание сети инновационно-демонстрационных площадок по земледелию и органическому сельскому хозяйству для продвижения устойчивого землепользования, популяризации с/х труда среди молодежи, улучшения питания школьников и получения доходов сельскими школами»
.

Партнеры инициативы: Драчковская и Воротовская сельские школы Смолевичского района, Драчковский и Пекалинский сельсоветы, РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию», Клуб-усадьба «Бивак».

Инициатива призвана внести вклад в развитие местной территории через внедрение перспективных технологий в сельское хозяйство, снижение его ресурсоемкости и химизации, создание устойчивости в землепользовании, а также продвижение органического земледелия, эффективную переработку органических отходов, развитие фермерства и школьных садов.

Еще одной важной целью является повышение экологической грамотности населения, в том числе в вопросах безопасного и здорового питания, воспитания нового поколения на «зеленых принципах». Реализация данной инициативы в перспективе также позволит увеличить доходы сельских школ.

В ходе инициативы планируется  создать в Смолевичском районе 3 демонстрационные площадки по устойчивому землепользованию и органическому сельскому хозяйству: в образовательном центре ОО «Белорусский зеленый крест», на пришкольных участках Драчковской и Воротовской сельских школ.

Площадки станут учебно-экспериментальными базами, на которых будет проходить освоение и передача опыта использования современных технологий: внедрение перспективных овощных культур и плодово-ягодных растений, выведенных в Беларуси, производство биогумуса с помощью микробиологических препаратов и верми-технологий, применения сидератов и производство «зеленых» удобрений, использование солнечной энергии в биовегетарии и солнечной электростанции, сбережение воды через точечный полив и др.

Работа на площадках будет проводиться непосредственно с группами школьников и взрослых (педагогов, фермеров, семей). В дальнейшем площадки и другие заинтересованные школы составят открытую сеть и будут сотрудничать через создаваемую интернет-платформу.

Произведенные органические продукты питания будут использованы для питания школьников, участников образовательных программ, а также продаваться заинтересованным агроусадьбам, посетителям площадок и местному населению.

Пришкольный участок как модель ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ в местном сообществе

В рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН общественная организация «Белорусский зеленый крест» приступила к реализации пилотной инициативы  «Создание сети инновационно-демонстрационных площадок по земледелию и органическому сельскому хозяйству для продвижения устойчивого землепользования, популяризации с-х труда среди молодежи, улучшения питания школьников и получения доходов сельскими школами».

Партнерами инициативы стали ГУО «Драчковский УПК детский сад-средняя школа»(Драчковский с/с) и ГУО «Воротовская средняя школа» (Пекалинский с/с) Смолевичского района, РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию», Клуб-усадьба «Бивак» (Борисовский р-н).

Инициатива призвана внести вклад в развитие местной территории через внедрение инноваций в сельское хозяйство, снижение его химизации и создание устойчивости в землепользовании, а также продвижение органического земледелия, эффективную переработку органических отходов, развитие фермерства и школьных садов.

Еще одной важной целью является повышение экологической грамотности населения, в том числе в вопросах безопасного и здорового питания, воспитания нового поколения на «зеленых принципах». Реализация данной инициативы в перспективе также позволит увеличить доходы сельских школ.

В рамках инициативы планируется создать 3 демонстрационные площадки по устойчивому землепользованию и органическому сельскому хозяйству:в образовательном центре ОО «Белорусский зеленый крест», на пришкольных участках ГУО «Драчковский УПК детский сад-средняя школа» и ГУО «Воротовская средняя школа» Смолевичского района.

Указанные площадки станут экспериментальными и учебными базами, на которых будет происходить освоение и передача опыта использования современных инноваций: внедрение перспективных сортов семян, выведенных в Беларуси, производство биогумуса с помощью микробиологических препаратов, использование последних разработок в области интегрированной защиты растений, применения сидератов, внедрение солнечного биовегетария, верми-технологии на основе Владимирского старателя, точечный полив и т.п.

На площадках, которые в перспективе составят открытую сеть, будет проводиться как непосредственная работа с группами школьников и взрослых (педагогов, родителей, семей), так и дистанционная – посредством веб-ресурсов – с самыми разными категориями заинтересованных лиц.

Произведенную продукцию планируется внедрить в рацион питания школьников, участников программ, а также продавать владельцам агроусадеб, посетителям площадок и местному населению.

ЯНВАРЬ 2016

Для реализации пилотной инициативы  «Создание сети инновационно-демонстрационных площадок по земледелию и органическому сельскому хозяйству для продвижения устойчивого землепользования, популяризации с-х труда среди молодежи, улучшения питания школьников и получения доходов сельскими школами»   ОО «Белорусский зеленый крест» передал нашему учреждению семена  капусты, помидор, редиса, свеклы, перцев, укропа, петрушки, фасоли. 

МАРТ 2016

Педагоги нашего учреждения Дальчанина Т.В., Щербак Т.С. , 22 – 24 марта 2016 года приняли участие в образовательном семинаре" Пришкольный участок как модель зеленой экономики в местном сообществе" который проводила общественная организация «Белорусский зеленый крест».

Семинар является частью пилотной инициативы «Создание сети инновационно-демонстрационных площадок по земледелию и органическому сельскому хозяйству для продвижения устойчивого землепользования, популяризации с-х труда среди молодежи, улучшения питания школьников и получения доходов сельскими школами» в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН.

На семинаре обсуждались следующие темы:                                                          

 - Пришкольный участок сегодня. Проблемы и перспективы. Пути интеграции пришкольного участка в учебно-воспитательный процесс и в местное сообщество;                                                                                      

- Содержание и организация работы учащихся на учебно-опытном участке;                                                          

- Организация научно-исследовательской деятельности на пришкольном участке. Сетевой эксперимент «Применение жидких зеленых удобрений в органическом земледелии»;                                                                  

- Основные принципы органического земледелия;                                                                                                     

- Инновационные методы и подходы в органическом земледелии,  которые можно применить на пришкольном участке: севооборты, ЭМ-технологии, современные сорта, нехимические методы и способы защиты, мульчирование, системы полива, вермитехнологии, компостирование.

ОО «Белорусский зеленый крест» передал нашему учреждению две теплицы. Продолжаются работы по подготовке площадок для установки теплиц, а также подготовке огорода к посадке.

АПРЕЛЬ 2016

Установка теплиц, разбивка экспериментальных грядок на школьном огороде.

Чтобы труд был не напрасным, а работа приносила радость, необходимо знать, как расположить грядки на участке. Не каждый из нас, даже опытный огородник знает, как лучше всего расположить грядки с овощными культурами. Какой формы и ширины они должны быть, и какие культуры нужно посадить в центр, а какие можно посеять по краю участка. Грядки на огороде могут быть круглыми, квадратными, прямоугольными и даже фигурными. Тут все зависит от детской фантазии.

Грядки на нашем школьном огороде будут прямоугольной формы и будут возвышаться, будут с защитой по бокам, чтобы земля не проседала, а сама грядка держала форму. Грядки у нас еще и многослойные, с несколькими слоями природного удобрения. Они будут гораздо теплее, чем обычные. Преимущество высоких грядок в том, что растения будут хорошо обдуваться со всех сторон. А еще растения получат больше тепла и света, и даже если лето выдалось пасмурным и не жарким, все равно можно вырастить на своем участке хороший урожай.

МАЙ 2016

В этом месяце нашими сотрудниками были высажены семена свеклы, моркови, капусты, лука, картофеля. В первой теплице посадили клубнику двух сортов, а во второй – помидоры и огурцы. Проведена экскурсия для педагогов и учащихся 3-5 классов, а также сообщено о данном проекте. На общешкольном собрании, которое было проведено в конце учебного года, также уведомили местных жителей и пригласили посетить пришкольный участок.

ИЮНЬ 2016

В июне организована экскурсия на пришкольный участок для учащихся 5-6 классов. Учащиеся прошли практику, где активно занимались уходом за посаженными растениями. В свой черед состоялась  аккредитация, на которой присутствовали директора и заместители директоров школ Борисовского района. Коллеги были оповещены о проекте и его реализации, а также им была представлена экскурсия на школьный участок.

ИЮЛЬ 2016

На данный период времени была организована экскурсия и прохождение практики для учеников 7-8 класса. В свою очередь был установлен капельный полив растений.

АВГУСТ 2016

Организована экскурсия и прохождение практики для учеников 9 класса. Ребята не только на протяжении весны и лета ухаживали за растениями, но и проводили своего рода научный эксперимент на тему: влияние жидких зеленых удобрений на рост и развитие растений. Эксперимент проводится в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике».  Участники  эксперимента приступили к реализации пилотной инициативы  «Создание сети инновационно-демонстрационных площадок по земледелию и органическому сельскому хозяйству для продвижения устойчивого землепользования, популяризации с-х труда среди молодежи, улучшения питания школьников и получения доходов сельскими школами».

Участники проекта сами удобряли посадки, приготавливая удобрения из полезных и общеизвестных растений. Результаты этих опытов тщательно фиксировались в «Журнале по проведению полевого эксперимента»  и были переданы координаторам проекта.

ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛЕВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА  

в ГУО "Воротовская средняя школа"

Тема эксперимента

Применение Зеленых удобрений на пришкольном участке

Цель эксперимента

Определение эффективности разных видов зеленых удобрений

Культуры

Свекла столовая, Фасоль овощная,  Капуста белокочанная

Сорта

Свекла столовая сорт «Бордо 237»

Фасоль овощная

Капуста белокочанная сорт «Белорусская 85»

Эксперимент проводится в рамках:

Пилотной инициативы ОО «Белорусский зеленый крест» «Создание сети инновационно-демонстрационных площадок по земледелию и органическому сельскому хозяйству для продвижения устойчивого землепользования, популяризации с-х труда среди молодежи, улучшения питания школьникови получения доходов сельскими школами» в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН

Руководитель эксперимента (ФИО, должность)

Дальчанина Татьяна Викторовна, заместитель директора по ВР

Варианты опыта (корневая подкормка):

  1. Фасоль – контроль
  2. Фасоль – жидкое зеленое удобрение на основе крапивы
  3. Фасоль – жидкое зеленое удобрение на основе окопника
  4. Фасоль – жидкое зеленое удобрение на основе пижмы и ромашки
  5. Свекла – контроль
  6. Свекла – жидкое зеленое удобрение на основе крапивы
  7. Свекла – жидкое зеленое удобрение на основе окопника
  8. Свекла – жидкое зеленое удобрение на основе пижмы и ромашки
  9. Капуста поздняя – контроль
  10. Капуста поздняя – жидкое зеленое удобрение на основе крапивы
  11. Капуста поздняя – жидкое зеленое удобрение на основе окопника
  12. Капуста поздняя – жидкое зеленое удобрение на основе пижмы и ромашки

Общая площадь земли под экспериментом – 31.2 м2

Учетная площадь под вариантом – 2.6 м2

Место проведения эксперимента

Минская область, Смолевичский район, аг.Слобода, ГУО «Воротовская средняя школа» (пришкольный участок)

Выводы по эксперименту

Урожайные показатели оказались выше у контрольного участка и участка, который удобряли окопником:

            Капуста:

Самый большой урожай капусты собран с контрольного участка – 8,5 кг и участка внекорневой подкормки окопником – 7,5 кг.

Отмечен маленький рост кочанов капусты при внесения удобрений крапивы.

            Свекла:

Самый большой урожай – 6,5 кг – собран с контрольного участка и с участка подкормки окопником – 6,2 кг.

            Фасоль:

Самый большой урожай фасоли собран с участка подкормки окопником – 3,2 кг, пижмой и ромашкой – 2,5 кг.

Рекомендации по проведению эксперимента

  1. Необходимо увеличить границы между вариантами, чтобы виды зеленых удобрений не пересекались;
  2. Необходимо использовать определенное количество зеленых удобрений в зависимости от фенологической фазы растения;
  3. Следует использовать повторности в эксперименте.

СЕНТЯБРЬ 2016

Получены результаты полевого эксперимента «Влияние жидких зеленых удобрений на рост и развитие растений». Учащиеся нашей школы вырастили первый урожай экологически чистых овощей, не применяя никаких химикатов. Таким было условие участия в проекте «Зеленая экономика».

Состоялось общешкольное родительское собрание, посвященное началу учебного года, на котором также было уделено внимание вопросам «зеленой экономики». Родителей оповестили о проекте, его ходе и итогах. Продемонстрированы теплицы, установленный капельный полив посадок, полученный урожай, который предназначен для питания учащихся школы.

НОЯБРЬ 2016

Сельское хозяйство играет ключевую роль в процессе перехода к «зеленой экономике». «Зеленая экономика» заботится не только о росте капитала и возобновлении трудовых ресурсов и информации, но также возобновляет землю (природные ресурсы) как фактор производства.  Работать в сельском хозяйстве, значит отдавать земле тепло своих рук, заботу, вкладывать свою душу и талант в любимое дело, что стало смыслом всей жизни. Все меняется в этом мире, а сельский труд по-прежнему необходим всем и каждому. Плодами труда деревенских жителей пользуется каждый человек в нашей стране, будь он жителем огромного мегаполиса или небольшого провинциального городка. Производство сельскохозяйственной продукции является одним из элементов экономического развития любой страны. Сформировавшаяся в последние два десятилетия концепция «зеленой экономики» набирает все большую популярность.

ДЕКАБРЬ 2016

Общественная организация «Белорусский зеленый крест» проводила  образовательный семинар «Природное земледелие на пришкольном участке» с  1 по 3 декабря 2016 года. Семинар проводился в рамках пилотной инициативы «Создание сети инновационно-демонстрационных площадок по земледелию и органическому сельскому хозяйству для продвижения устойчивого землепользования, популяризации с/х труда среди молодежи, улучшения питания школьников и получения доходов сельскими школами», которая является частью проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН.

На семинаре  обсуждались следующие темы:

- Пришкольный участок сегодня: презентации экспериментальной и проектной деятельности на пришкольных участках разных районов;

- Презентация результатов сетевого эксперимента «Применение жидких зеленых удобрений в органическом земледелии»;

- Природное земледелие на пришкольном участке;

- Компостирование и вермикомпостирование в условиях пришкольного участка;

- Интеграция пришкольного участка в учебно-воспитательный процесс.

Июнь 2017

За прошедшие пол года, включая июнь 2017 года, в школе в рамках сотрудничества с ОО «Белорусский зеленый крест» ко всем прочим мероприятиям было организовано хранение и уход за компостерами, выделено специализированное место для поливки и подкормки червей, проводился процесс мульчирования посадок (овощных и ягодных культур), были высажены саженцы голубики и малины. Были установлены скамейки, переданные школе от организации Зеленого креста. Кроме этого, были установлены и подключены системы полива растений. Также была подготовлена и представлена экскурсионная программа по пришкольному участку.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.